Жизнь Витебска / Погрузиться в Финляндию. Юлия Тамминен разогрела витебскую весну

С профессиональными музыкантами нужно говорить на их же языке. То есть — по нотам. Допустим, хочется тебе спросить что-то у гармониста — хватай баян и наяривай. Нужно поговорить с органистом — садись за орган и…

Примерно так я представлял себе нашу беседу с финской органисткой Юлией Тамминен, потому как в языке Сибелиуса и Кайсы Мякяряйнен я, грубо говоря, ни в зуб ногой.

Да, это было бы интервью без слов — классный перформанс для портала Vitebsk.biz, выступившего информационным партнёром концерта, который Юлия Тамминен дала 24 апреля в Витебской областной филармонии.

К слову, концерт в Витебске состоялся благодаря поддержке отделения посольства Финляндии в Беларуси и культурного центра города Хельсинки.


Белорусская финка


Но идея музыкального интервью в жизнь не воплотилась. Юлия Тамминен заговорила первая. Причём — на чистейшем русском.

Оказалось, что родилась в Минске (тёмные глубокие глаза), девичья фамилия — Демидова. В Минске же получила первое музыкальное образование (школа-интернат по музыке и изобразительному искусству имени И.О. Ахремчика и Минское музыкальное училище). Потом была консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова в Питере, Академия им. Яна Сибелиуса в Хельсинки, Амстердамская консерватория. Уже более 15 лет Юлия Тамминен живёт в Финляндии.

Между прочим, призналась, что нынешняя весна в стране Суоми получилась более тёплой, чем в Беларуси (да, и после концерта Тамминен весна очнулась и здесь), и что в Финляндии тоже свирепствует кризис.


Такое возможно только в Скандинавии


Но, несмотря на нелегкие времена, государство и частный бизнес оказывают ощутимую поддержку высокому искусству и старинной музыке в частности. Банки и частные предприниматели спонсируют фестивали. А органы и органную музыку опекает лютеранская церковь.

«Лютеранская церковь организует очень много органных фестивалей и концертов, например «Органное лето в Хельсинки» — один из крупнейших в мире органных фестивалей. Вход бесплатный, программка — по желанию. Кроме того, все органы строятся на деньги церкви, а это очень дорого. Их обслуживание тоже на балансе церквей. Члены церкви платят налоги», — рассказала Юлия Тамминен.

Говорит, что в Финляндии очень много музыкантов при небольшом (для страны с населением в 5,5 млн человек) музыкальном рынке, так что без поддержки не обойтись.

К примеру, 4-летняя стажировка в магистратуре Амстердамской консерватории (орган, клавесин) прошла для Юлии при непосредственной поддержке Финского культурного фонда.

«Я очень благодарна поддержке фондов, потому что до определённого времени я была, что называется, клавесинистка без клавесина. Но вот сейчас финские фонды практически полностью покрыли расходы на мой личный инструмент. Клавесин будет готов уже в августе. Это, конечно, невиданное явление, когда так помогают. И мне мои друзья в Голландии говорят, что такое возможно только в Скандинавии», — поделилась Юлия.


Отлично настроили орган


По словам Юлии Тамминен, финский зритель слегка пресыщен органной музыкой.

«Для них это обыденно — как зубы каждый день чистить. Но на концерты ходят, конечно, особенно если что-то вместе с хорами или камерная музыка. Вот когда работаем с камерным ансамблем, приходит больше людей. Я думаю, что здесь, в Беларуси, публика более благодарная, потому что органная музыка не так доступна», — предположила органистка и очень удивилась, что в Беларуси имеется более 90 старинных органов (к сожалению, большинство из них требуют ремонта и реставрации).

В Беларуси Юлия Тамминен даст, кроме Витебска, ещё три концерта — в Полоцкой Софии, гродненской лютеранской кирхе и католическом архикафедральном соборе в Минске.

К слову, в Витебске она играет второй раз и уже знакома с витебским органом.

«В принципе, он мне нравится. Инструмент большой. Позволяет интерпретировать музыку разных стилей. Потому что, например, Сибелиус — композитор оркестровый, камерный, фортепианный. Органных произведений у него всего несколько, и витебский инструмент хорошо подходит для интерпретаций и оркестровых переложений. В Витебске всё очень хорошо организовано, отлично настроили орган. Никаких проблем», — похвалила Юлия Тамминен.


Найти в Витебске клавесин


«Вот нужно в Витебске найти ещё и клавесин — и тогда приеду сюда с ансамблем», — добавляет с улыбкой исполнительница. Юлия Тамминен — одна из основателей и участница четырёх ансамблей старинной музыки. Как клавесинист регулярно выступает в составе финского барочного оркестра «FIBO — Storia».

«Вообще, эти два инструмента — орган и клавесин — поддерживают друг друга, не конфликтуют. И клавесин, скажем так, заполняет какие-то более интимные настроения», — рассказывает Юлия.

По её словам, клавесин открывает совершенно неограниченные возможности для камерного музицирования. Юлия признаётся, что любит играть барочную музыку и с певцами, и дуэтами со скрипкой, виолончелью, виолой да гамба, флейтой и т.д.

«Вот в моей жизни сейчас работа вместе с кем-то — это самые лучшие моменты. Когда вместе играешь — это потрясающее чувство», — говорит наша собеседница.


Дремавший исполнитель проснулся


Кстати, Юлия Тамминен прошла как исполнительница достаточно необычный путь к органу и клавесину — от теории. Ведь в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова она заканчивала историко-теоретический факультет. Именно там начала посещать факультатив по классу органа у доцента Татьяны Чаусовой.

«Дремавший во мне исполнитель проснулся. И через орган и клавесин я вернулась к исполнительству. То есть решила попробовать для себя, а получилось, что это дело жизни. Но знаете, музыковедческая база, которую до этого я получила, совершенно бесценна. И сейчас, по сравнению с другими людьми, у которых не было возможности так глубоко изучать теорию, у меня, наверное, есть какое-то преимущество», — признаётся Юлия Тамминен.


Прихожанка лютеранской церкви


Кстати, Юлия ещё во время учёбы в Питере играла на органах в двух местных церквах. А сейчас, кроме преподавания и музыкальной практики, работает в Финляндии как церковный музыкант в лютеранских храмах.

«О, я ещё и пою! Как в католических мессах? Немного громче, мне кажется. Да, я прихожанка, член лютеранской церкви. На мессе вся музыка — это часть литургии. Но лютеранская церковь предоставляет большую свободу. Я могу импровизировать, играть прелюдии, которые я хочу. Нет, строгие каноны литургии есть, но внутри неё музыканту предоставлена очень большая творческая свобода. В Финляндии, по крайней мере. Слышала, что в Норвегии, например, всё зависит от приходов», — объяснила Юлия.


Иногда хочется тишины


Словом, вся жизнь органистки наполнена музыкой. Именно поэтому в обыденной повседневности она пытается её избегать — в маршрутках, например, или в тренажёрных залах.

«Это как у спортсменов: если постоянно бегаешь и прыгаешь, то дома бегать и прыгать уже не хочется. Я на работе так наиграюсь и напоюсь с детьми, что хочется тишины. Ну, чтоб сбалансировать», — поясняет музыкант.

Признаётся, что физическую форму поддерживает с помощью пилатеса и скандинавской ходьбы. Плюс лыжи, велосипед и плавание: «Предпочитаю заниматься на природе. Тренажёрные залы не люблю, опять же, из-за музыки, которая там постоянно играет».


Финляндия в Витебске


Программа, которую Юлия Тамминен представила в Витебске, была посвящена 330-летию со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха и к 150-летию со дня рождения Яна Сибелиуса — классика финской музыки. И, естественно, состояла из музыки этих композиторов. Прозвучали также произведения финских композиторов Вайно Райтио и Оскара Мериканто.

Для некоторых витебских слушателей это стало своего рода открытием Финляндии. Проникновенная, глубокая, где-то печальная музыка. Терпкий вкус морошки… По своей глубине и пронзительности — очень близкая белорусской традиции. Так мне, по крайней мере, показалось.

Концерт венчало переложение симфонической поэмы Сибелиуса «Финляндия». Мощное произведение. Юлия Тамминен ещё до концерта рассказала, что в этой симфонической поэме содержится гимн, который в Финляндии приравнивается по значимости к национальному гимну. Органистка даже выразила некоторое сожаление, что не он стал национальным гимном. Очень уж красив. И это правда.

Теперь, когда на ледовых аренах грядущего чемпионата мира по хоккею будет звучать гимн Финляндии, постараюсь слушать более внимательно. Кстати, Юлия болеет за финскую хоккейную дружину. Но следит и за белорусами.

Пойдём все вместе?..


Извините, конечно, за такой хоккейный контраст на фоне Сибелиуса, но ведь музыкой и гармонией в нашей жизни пронизано абсолютно всё, в том числе и хоккей. Главное эту гармонию уловить. А чтоб антенки наши были более чувствительны — хорошо бы чаще посещать классные концерты в нашей филармонии. Это ведь тоже получится поддержка высокого искусства.

Вот и предлагаю: давайте в следующий раз пойдём все вместе, а?

И да, забыл сказать о Бахе. Хотя, что нового я могу сказать? Что Бах остается Бахом? Именно. Впрочем, вряд ли нужны слова, когда звучит музыка…


филармония,концерт органной музыки,юлия тамминен витебск
  • 10
  • интересно
  • vitbiz
  • 25 апреля 2015 14:53
Ответить автору поста
vitbiz
87 постов
Последние комментарии
natchen
Ayrlily
Lapka сёння ў 15:21
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}